Договор материальной ответственности водителя: образец 2021 года

Существует множество вариантов типовых договоров о материальной ответственности водителя за автомобиль. Они составляются, поскольку на них есть постоянный спрос. Ни вреда, ни пользы от заключения данного договора не будет.

Работодатель не сможет взыскать в директивном порядке с водителя полную стоимость причиненного ущерба, поскольку для этого потребовалось бы предварительное заключение договора о полной материальной ответственности.

Но с водителем подобные виды договоров не заключаются, поскольку Постановление Министерства Труда РФ от 31.12.2002 за номером 85 дает исчерпывающий перечень работников, с которых может быть взыскана 100-процентная сумма причиненного ущерба. Водителей в этом перечне нет.

Договор о полной материальной ответственности может быть заключен с водителем-экспедитором, но только в отношении вверенного ему товара, а не автомобиля.

Если говорить о стандартном договоре материальной ответственности, то в соответствии со ст. 241 ТК РФ взыскать с водителя можно будет лишь сумму, не превышающую его среднемесячный заработок.

Что же касается взыскания ущерба за поврежденный в результате неправомерных действий водителя автомобиль, то обязанность возмещения уже лежит на водителе в соответствии с положениями Гражданского кодекса. И начисляться ущерб будет не в соответствии с пунктами договора, а в соответствии с положениями закона.

Статья 243 ТК РФ устанавливает, в каких случаях с работника может быть взыскана полная сумма ущерба без предварительного заключения договора о полной материальной ответственности.

Мнение эксперта
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

В частности, работник обязан полностью погасить ущерб в случае, если он был причинен в состоянии алкогольного или иного опьянения, в результате противоправных действий, в результате использования автомобиля в нерабочее время и т.д.

Если водитель нанесет вред автомобилю при обстоятельствах, изложенных в данной статье, то обязанность возмещения ложится на него без каких либо договоров о материальной ответственности.

к содержанию ↑

Если все же решили заключить договор

Смысл договора – в фиксировании взаимных обязательств участников соглашения. При этом сами обязательства не должны противоречить закону. То есть заключить с водителем договор о полной материальной ответственности за автомобиль работодатель не может в силу причин, изложенных выше.

Хотя в заключении стандартного договора материальной ответственности смысла также не очень много, но он не будет противоречить действующему законодательству РФ.

Кроме того, данный договор не лишит работодателя возможности взыскать с работника полную стоимость ущерба в случае, если автомобиль будет поврежден в результате неправомерных действий водителя, что напрямую предусматривает ст. 243 ТК РФ.

Если же автомобиль будет поврежден по вине третьих лиц, то возмещение ущерба станет заботой страховой компании.

Скачать стандартный типовой договор материальной ответственности можно непосредственно на сайте.

Инструкция: составляем договор материальной ответственности водителя за автомобиль

к содержанию ↑

Полная материальная ответственность: определение понятия

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Для этого потребуется заключить договор о полной материальной ответственности с водителем.

Однако чтобы взыскать с работника полную стоимость причиненного ущерба, законом предусмотрены случаи, когда договор о полной материальной ответственности водителя не потребуется. Под законом подразумевается статья 243 ТК РФ. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

  • совершение преступления. Конечно, факт требуется подтвердить судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате причинен ущерб, платить придется;
  • умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, заключен ли с ним договор о материальной ответственности водителя. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно, был ли человек пьяный или трезвый — предел ответственности одинаковый;
  • разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба, даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

к содержанию ↑

С кем заключать: границы ответственности

Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров.

Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спасти образец договора о материальной ответственности водителя 2021 года .

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002.

Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги.

Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

к содержанию ↑

Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме

Мнение эксперта
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности.

Здесь иной вариант: договор о материальной ответственности с водителем , например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение.

В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:

  • истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
  • сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
  • работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
  • им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.
к содержанию ↑

Как взыскать ущерб

Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. У держать всю сумму целиком единовременно не допускается.

Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

  • Договор о материальной ответственности с водителем
  • Типовая форма соглашения о полной матответственности (образец 2021)
  • Материальная ответственность водителя за автомобиль
к содержанию ↑

Договор о материальной ответственности с водителем

Ст. 243 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ уточняет: договор о полной матответственности может быть заключен только с определенными категориями работников.

Так, названный договор может быть предложен работодателем к заключению с работником, должность которого или выполняемый трудовой функционал включен в «Перечень должностей и работ…», утв. постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее по тексту – Перечень).

  • в список должностей, указанных в Перечне, водитель не включен (кроме водителя-инкассатора);
  • к лицам, выполняющим получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, водитель может быть отнесен в силу положений заключенного с ним трудового договора и должностной инструкции.

Вывод! Договор о полной матответственности может быть заключен с водителем-инкассатором, водителем-экспедитором и водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей.

Случаи, когда нормы о полной матответственности распространяются на всех без исключения работников в силу закона (т. е. наличие соответствующего договора об ответственности не обязательно), перечислены в ст. 243 ТК РФ.

к содержанию ↑

Типовая форма соглашения о полной матответственности (образец 2021)

Вместе с тем внесение в типовую форму дополнительных уточнений считается допустимым (перечень ТМЦ или иного вверяемого имущества, круг обязанностей и т. д.).

Типовой договор материальной ответственности водителя-экспедитора (образец) представлен ниже:

По данному вопросу читайте также статью на сайте КонсультантПлюс «Заключение договора о полной материальной ответственности». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

к содержанию ↑

Материальная ответственность водителя за автомобиль

Важно! Заключение договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, используемый названным лицом для выполнения своих трудовых обязанностей, не представляется правомерным даже в том случае, когда сотрудник совмещает в одном лице профессию водителя и экспедитора (т. е.

является лицом, с которым теоретически может быть заключен рассматриваемый договор).

  • полная матответственность экспедитора распространяется на вверенные ему ТМЦ, к коим используемое для выполнения трудовых обязанностей транспортное средство не относится;
  • профессия водителя не указана в Перечне.

Обратите внимание! В регламентированных ст. 243 ТК РФ случаях водитель может быть привлечен к полной матответственности (например, за попадание в ДТП в состоянии алкогольного опьянения и т. д.).

О других нюансах полной мат ответственности сотрудников читайте в статье Полная материальная ответственность работника (нюансы).

Итак, образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, подразумевающий возмещение полной стоимости ущерба, не имеет юридического смысла. Договор о полной матответственности за вверенные ценности с надлежащим лицом составляется в произвольной форме.

Водитель — ответственное лицо? Образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль даст ответ!

Дата публикации материала: 4 мая, 2016 / Последнее обновление: 25 марта, 2021

Профессия водителя является одной из наиболее востребованных в наше время. Бремя на людях, сидящих за баранкой, тоже лежит не малое.

Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

к содержанию ↑

Обязанности водителя

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Мнение эксперта
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

к содержанию ↑

Есть и пределы

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором. В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

к содержанию ↑

В чем именно заключается МО этой должности?

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

к содержанию ↑

Составление договора

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.
к содержанию ↑

Определение понятия

Для правильного понимания вопросов, рассмотренных ниже, принципиальное значение имеет используемая терминология – в контексте данной статьи, понятие «водитель».

Отметим, что различные правовые отрасли относят к данной категории субъектов правоотношений лиц, наделенных отличными друг от друга признаками.

Например, несколько отличаются понятия в административном и гражданском праве.

С целью недопущения разночтений, в предлагаемой статье термин «работник-водитель» будет употреблен в следующем значении: лицо, с которым работодатель оформил трудовой договор, основной одноименной обязанностью в нем указано управление определенным транспортным средством.

к содержанию ↑

Границы ответственности

В начале данной статьи отнюдь не случайно было подчеркнуто, что законодатель достаточно явно демонстрирует приоритет охраняемых законных интересов именно работников – в сравнении с аналогичными позициями, касающимися работодателя.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям это выражается в ограниченных возможностях работодателя МО подчиненного возможна лишь в специально оговоренных случаях.

Имеется в виду совпадение ситуаций с теми, которые названы законодателем.

Трудовой Кодекс в ст. 238 исчерпывающе отвечает на вопрос относительно МО: в качестве единственного и неоспоримого основания названо причинение ущерба, который обязан быть «прямым и действительным».

Мнение эксперта
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

Абзац 2 указанной правовой нормы дает необходимое разъяснение: таковым признается причинение вреда, связанное с уменьшением наличного имущества его владельца.

Законодатель подразумевает здесь и причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.

Ненадлежащие действия сотрудника объективно предполагают некие затраты, возлагаемые на работодателя.

К таковым приравниваются также незапланированные расходы, связанные с:

  • приобретением имущества, утраченного в результате определенных ненадлежащих действий (бездействия);
  • восстановлением (ремонтом);
  • возмещением ущерба третьим лицам.

Разумеется, наступление МО возможно лишь при наличии определенных оснований. Их исчерпывающий перечень определяется гражданским законодательством.

Необходимыми основаниями, которые наделяют потенциального истца (понятие «потенциальный истец» использовано в качестве иллюстрации возможного дальнейшего развития ситуации) правом обращаться в суд являются такие составляющие, как:

  • вина;
  • противоправность;
  • обязательная причинно-следственная связь;
  • реальный вред, причиненный определенному лицу.

СПРАВКА: В большинстве случаев работодателю придется удовлетвориться единовременной выплатой, ограниченной среднемесячной заработной платой виновного (об этом гласит статья 241 ТК).

Исключения из данного правила имеются, но применимы ли они в отношении рассматриваемой категории сотрудников?

Ответ на этот вопрос предполагает более детальное ознакомление с нормами Трудового кодекса РФ и с некоторыми подзаконными актами.

к содержанию ↑

Полная МО

Трудовой кодекс устанавливает два вида МО, которой подлежат трудящиеся – полную и ограниченную.

В последнем случае подразумевается ответственность в пределах среднемесячных выплат.

Что касается ПМО, то здесь все зависит от содержания трудового соглашения (в отдельных случаях – от дополнительного соглашения и иных документов).

Законодатель определяет ПМО как обязанность возмещения причиненного прямого действительного ущерба.

Основанием для привлечения лица к МО является наличие вреда (с учетом вышеперечисленных обязательных условий).

Бремя доказывания размера ущерба законодатель возлагает на истца. Данный вопрос нужно соотнести с позициями Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 823.

С названными в нем работниками можно заключать соглашение о полной МО.

С позиции руководства такое положение однозначно невыгодно: доверив наемному сотруднику, помимо транспортного средства, и некие материальные ценности, он сильно рискует – лишиться не только активов, но и возможности компенсации.

Еще раз повторимся – наступление полной МО возможно, если:

  • сотрудник является одновременно и материально-ответственным лицом;
  • указанное положение соответствующим образом закреплено в договоре (приложении к нему);
  • оно не противоречит действующему законодательству.

Существует ли возможность минимизировать риски, оставаясь в рамках правового поля?

к содержанию ↑

Подготовка документов

«Изобретать велосипед» здесь не придется: имеется солидная наработанная практика по данному вопросу – достаточно «закрепить» груз за экспедитором (в качестве такового может выступать и водитель – но его должность уже должна именоваться по-другому, например, «водитель-экспедитор»).

Отсутствие данной категории в Перечне определенно предполагает невозможность заключения с водителем договора о полной МО.

Однако с водителем-экспедитором (наименование условно) подобное соглашение вполне возможно.

Следовательно, трудовой договор , заключаемый с работником, должен содержать позиции, однозначно трактующие его функциональные обязанности в свете вышеизложенных требований – в частности, обязанность принять, обеспечить сохранность во время транспортировки и доставить в целости груз.

В зависимости от конкретных обстоятельств возможны приложения к соглашения. Единое требование – наличие документа, подтверждающего факт передачи неких ценностей (груза) в распоряжение сотрудника.

к содержанию ↑

Как отразить в бухгалтерии

Документальное отражение в бухгалтерских документах характеризуется следующими позициями:

  • установлением суммы недостачи (подразумевается ущерб, причиненный неправомерными действиями работника-водителя);
  • списанием сумм ущерба, превышающих нормы «естественной убыли» на счет работника.

Если материальные претензии работодателя находятся в пределах законных удержаний из заработной платы работника, то сумма средств, фактически удержанных из заработка виновного, проводится как «удержание из зарплаты, произведенное по приказу № __», подписанному работодателем.

Когда виновный на добровольной основе (а равно по решению суда) возмещает определенную сумму, превышающую размер его среднемесячного заработка, запись гласит: «сотрудником возмещена сумма ущерба».

Автор статьи
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.
Следующая
ДоговораДистанционный трудовой договор: особенности, расторжение

Добавить комментарий

Adblock
detector